Russian
English
Arabic
Chinese (Simplified)
Chinese (Traditional)
French
German
Italian
Japanese
Kazakh
Portuguese
Spanish
Turkish
Волгоградская область, Дубовский район, село Горноводяное, ул. Мира 15
  1. Пресс-центр
  2. Статьи
  3. Помощь бездомным людям. Как я докатился до такой жизни

Помощь бездомным людям. Как я докатился до такой жизни

Помощь бездомным людям. Как я докатился до такой жизни.
Если бы я написал книгу, то я начал бы её так.
Развод – это катастрофа. Всё равно, что к этому привело – несходство характеров, он или она, разные взгляды на жизнь, быт, упрямство, привычки, отсутствие денег. Итог – разбитый смысл (жизни) – непонятно для кого и зачем (жить).
Однажды после очередной неудачной попытки причинить добро ближнему своему, я выполнял обязательные работы при 12 больнице. (Начало второй главы книги). Мне встретился человек, который в другое время не представлял бы для меня никакого интереса – он был бездомный. Он заинтересовался мной – я действительно вызывал любопытство – странный человек с бензопилой (специально взял у приятеля) рубил сухостой и заросли вокруг заброшенного здания на территории больницы. Все прохожие только и спрашивали – что здесь будет? Всегда отвечал: ничего, наводим порядок. Спросил и он. Разговорились. Он в разводе, квартира досталась жене с детьми, сам скитается по знакомым. Подумалось – такая же судьба, как у меня, только у меня есть где жить. Оказалось, что как раз на этом самом месте, где я убирал траву и мусор, по понедельникам и средам кормили бездомных. Мой новый знакомый ходил туда сам. Меня это заинтересовало. Александр – так его звали – мне тогда хорошо помог, за небольшую плату он доработал за меня мое наказание.
Так я впервые близко столкнулся с бездомными. До этого они никогда не вызывали у меня интерес, только отторжение. Надо сказать, что несколько лет до этого, я видел, что на территории больницы кормят бездомных. У меня это мероприятие не вызывало сочувствия – они были пьяны, бесплатная кормежка была своего рода закуской.  
Кормил бездомных итальянец и католик Марко Джованетти (Marco Giovannetti). Бездомные называли его просто Марк. Первые посещения такого мероприятия вызвали у меня культурный шок. Этих людей было жалко и неприятно видеть – одновременно. Люди разного возраста, от тридцати до шестидесяти. Тогда впервые возникла идея создания приюта – люди трудоспособные, казалось, куда проще – должны себя обеспечить, надо только помочь, дать толчок. Все просто – даешь человеку жилье и помогаешь с работой, и он перестает пить. Так я на свой страх и риск, из жалости, взял к себе двух человек, семейную пару (условно сказать) – Дмитрий и Виктория (примерно ровесники мне). Поселил их у себя в квартире, в которой делал ремонт. Первый же деньги, которые я им дал на продукты, они пропили. Пустые фанфурики даже не стали прятать – бросили на пол.  
Оказалось, что не так все просто. Это были первые сложности. В то же время познакомился с ребятами из протестантской церкви, приехавшими в Волгоград на миссию. Они прошли в своей церкви реабилитацию от наркомании. У них был некоторый опыт организации реаб. центра. Первый советы я получил от них, и, конечно же, не поверил, но со временем все встало на свои места.
Монастырь без монахов.
Когда я начинал работать с бездомными в 12 году, мне казалось, что я их воспитываю. Оказалось, что и они воспитывают меня.
Когда я близко столкнулся с бездомными, мне они показались не столько безнадежными, как виделось раньше. Типичные проблемы, в ком-то я даже увидел себя, как я говорил: мужчина после развода; семья, жена – в прошлом. Тот же самый суп, что и у меня, только пропадает быстрее. Все они пусть не по своей воле оставили всё, но никуда не пошли. Я не стал прибегать к ложному обещанию (лишь бы утешить), что у вас будет всё, если вы поверите. Я всегда говорил, что лучше может не будет или будет еще хуже, но смысл в том, чтобы найти смысл. Ту соль, которая не дает супу пропасть, и цель, куда надо пойти. И тут даже есть плюсы – не надо оставлять привязанности, надо только  принять свою жизнь, как Божий дар.
Не сразу, со временем я понял, что рассказы «мы опускаемся и пьем от тяжелой жизни» – сказки. Помещение (подвал), которое стало тогда первым приютом, было не на много лучше тех злачных мест, где многие из них обитали до этого. У меня не возникло желания пить. Даже наоборот, мне показалось это прекрасным местом для аскетической жизни (для личного роста надо выйти из зоны комфорта – говоря современным языком). Само собой прошли какие-то внутренние проблемы – депрессия, тревожность. Тогда же начали совместно молиться, за обедом читали поучительные рассказы.
Было несколько человек. Три женщины, четыре мужчины. Состав всегда менялся. После первой зимы, остался один человек (он есть до сей поры). На следующий сезон появились новые люди. Читать молитвы было для меня почетной обязанностью, удовольствием, и было намного легче, чем молиться в одиночку. Это действовало на моих подопечных, коллектив долго держался без спиртного.
Весной Виктория попала в больницу и умерла там от водянки почек. Вячеслав, которого я сам попросил покинуть нас (выпивал), скончался от эпилепсии на чьей-то квартире. Смертность среди бездомных велика.
Позже я понял (и это через два года работы!), что главная проблема – не квартира, работа. А то что человека вычеркивают из семьи, у него нет родных, он никому не нужен. Вычеркивают дети, жена, родители. И становится непонятно зачем жить. Алкоголь – это анестезия душевной боли. Напиться и забыться. Нужна семья, – им и, может быть (я не отдавал себе в этом отчет), нужна мне. Построение коллектива – это попытка воссоздать семью. Понять молитву «Отче наш» могут не все, то есть не все могут принять Бога в качестве Отца при отсутствии других родственников – братьев и сестер. Тогда же мне придумали прозвище – папа. Сперва называли за глаза, потом лично. Даже однажды получился такой конфуз. Один подопечный со стороны, спрашивал меня: «я слышал, что тебя рукоположили в папу?» (запутался в терминах, когда узнал, что меня рукоположили в священники).
Работа с бездомными меня научила тому, что нельзя за помощью обращаться ко всем подряд. То есть как сами бездомные, обращаясь за помощью ко всем, рискуют получить по лицу, так и тут. Особенно аккуратно надо вести себя с людьми от государства. Заявишь, что помогаешь бездомным – можно напроситься на проверку с разгромом. Так Департамент имущества нас благополучно выгнали из подвала, когда узнал, что я помогаю бездомным. Весной мы переселились в мою квартиру, где я когда-то принял первых подопечных.
Совсем недавно, один «благодетель», не посоветовавшись со мной, привел к нам в приют некую даму, члена общественной палаты Волгограда и прочая и прочая. Меня в то время не было. Она тогда заявила, что столько людей не должно находиться в одном месте и что я создал нечеловеческие условия для людей. И она готова им помочь – раскидать по учреждениям. В телефонном разговоре, я ей сказал, что если уж она действительно хочет помочь, и у нее есть на это возможности – пусть поможет с помещением. Потому что даже если она и пристроит несколько людей в интернат, то у меня появятся новые, и они так же будут в «нечеловеческих» условиях (и это после улицы). Она мне ответила: кто вы такой, чтобы вам помогать, не инвалид и не пенсионер? Есть люди, живущие в параллельном мире, они считают, что вопросами помощи занимается государство, на каждого человека выделяется 800 рублей в день. Хотя ту бабушку, которую я держу в нечеловеческих условиях, выгнали из государственной соц. гостиницы. А она (эта дама) теперь мне за нее выговаривала, за то что я ее принял с улицы (да и всех прочих).
Один подопечный спросил меня, почему я этим занимаюсь. Ты, наверно, так любишь людей – говорил он. Я ему ответил честно, что иногда я хочу всех вас убить. Сколько я занимаюсь этим делом, я время от времени хочу бросить это занятие.
Выгорание происходит потому, что я ожидаю результата своей работы, а его нет, либо он стремится к нулю. Если заканчивается любовь и терпение к людям, значит, их и не было, я переоценил себя. Результат работы должен быть внутри меня – это опыт,  и главное: надо учиться терпеть, прощать и любить, как бы к тебе не относились. Невозможно работать с людьми, если считаешь их ниже себя, рано или поздно это вырвется в раздражительность, презрение и ненависть. Люди одинаковы, у бездомных такие же душевные проблемы, только в большей концентрации из-за перенесенных страданий, что и домашних людей. И иногда они выглядят неприлично. Мы привыкли судить, кто приличный, а кто нет. Но Богу все равно во что мы одеты. Он может обитать и в сердце неприличного и дурнопахнущего человека, Он даже поставил знак тождества межу Собой и разными неприличными людьми: «Я был голоден, и вы дали Мне поесть; жаждал, и вы напоили Меня; был чужестранцем, и вы дали Мне приют; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы ходили за Мной; в заточении был, и вы навещали Меня».