Russian
English
Arabic
Chinese (Simplified)
Chinese (Traditional)
French
German
Italian
Japanese
Kazakh
Portuguese
Spanish
Turkish
Волгоградская область, Дубовский район, село Горноводяное, ул. Мира 15
  1. Пресс-центр
  2. Статьи
  3. Приют для бездомных: построение утопии

Приют для бездомных: построение утопии

Приют для бездомных: построение утопии
Просмотров: 59

Социально-уязвимые группы населения в призме социальной работы 2017    1 место
Смысл – в смысле.
В июле 2017 года Благотворительный Фонд «Соборникъ»  получил в аренду под приют для бездомных здание в селе Горноводяное Дубовского района Волгоградской области. Раньше, начиная с 1957 года, здесь был роддом, потом больница, в 90-х годах больница  закрылась. В начале 2000-х на ее месте государством был открыт дом престарелых, который через десяток с небольшим лет, тоже закрылся. Потом здание досталось нам. У нас нет столько ресурсов, как у государства. Долго, а тем более вечно мы тоже, разумеется, не просуществуем... и тоже развалимся… может быть… потому что рано или поздно развалится все!
А в чем смысл? Смысл в том, чтобы его иметь. И не только жить со смыслом, но и умирать. Пафосно, высоко подняв голову. Ведь вопрос не в том, кто виноват, и что делать, а зачем? От этого вопроса и ответа на него зависит все остальное. Некоторые вещи нельзя рационально объяснить. Вместо объяснений мы создаем миф. И верим. В гражданское общество или справедливый мир... даже они становятся объектом веры. Там где есть объект веры - там есть религия. В христианстве другой объект веры, и здесь поражение и смерть (как фиаско земной жизни) рассматриваются не просто как начало новой жизни, но и даже как триумф и победа. Поэтому идеологией и мифом в деле, обреченном на провал, вы выбираем неразбавленное христианство («Пойдем и умрем вместе с Ним» ). Фразы "не пытайтесь это повторить" и "поменьше фанатизма" в этой версии христианства запрещены. Побольше фанатизма, хорошего и разного!
"Я люблю тебя за то, что твое ожидание ждет, того что никогда не может произойти" .
Когда я открывал первый приют в 2012 году для бездомных в подвале без окон, мне говорили, что я сумасшедший и ничего не получится. То, что я сумасшедший, я знал и так; а то, что не получится… всегда есть шанс, надо просто уметь представлять в уме несуществующее (верить). Когда отталкиваешься от дна, всегда есть шанс роста. То же самое, что у Антона Макаренко , только без Советской власти (подражаем ему, но не во всем). То есть власть тоже есть (где-то), но мы на нее не ссылаемся и от нее ничего не ждем (тогда точно ничего не ждали). Разумеется, она может чем-то помочь (если захочет), а может и не помочь (она непредсказуема) – все решается на личном уровне, либо на удачном стечении обстоятельств. Дождаться помощи от властей в этом деле – бесценно. Встраиваться в систему и зависеть от нее лучше не стоит.
Создание здорового коллектива или социалка для социопатов.
Бездомные теряют навыки по причине того, что эти навыки становятся не нужны. Есть такое направление в помощи бездомным – программа расселения. Это идея – дать каждому бездомному отдельное жилье, без условий; прикрепить куратора, который бы его опекал. Если человек не оставил пристрастия к алкоголю и наркотикам – его дело («мы же не изверги, чтобы его от этого отучать, он должен сам дойти до отказа от зависимости»). Так вот… человека, который одичал без общества людей, мы помещаем в камеру-одиночку, и наблюдаем за ним, как он продолжает превращаться в асоциальное животное («может, выкарабкается?»). «Ах, нет, ничего не вышло! Мы опять потратили деньги и время зря.»
Социальные навыки... Много ли надо времени, чтобы их приобрести? У детей на это уходит несколько лет. И вот мы думаем, что можно просто поселить человека в камеру-одиночку, и он все вспомнит? Нет, он будет продолжать жить как жил на улице (хотя бывают и исключения).
Невозможно перевоспитать каждого отдельно, приставив к каждому куратора. Если человек получал эти навыки в семье, то логично, чтобы восстановить их, надо попасть опять в семью. Надо создать подобие семьи, здорового коллектива, который бы, не сказать, перевоспитывал, нет – не так жестко. Скорее, в коллективе, как в хорошей семье должна задаваться модель поведения. Руководитель, как родитель – образец для подражания (в идеале). Отец или мать… мокрые подгузники, сопли, обкаканые штанишки, бессонные ночи, слезы и прочие родительские прелести.
Тактичность и деликатность.
Приходилось видеть такую картину. В одном приюте поводили новогодний праздник для бездомных. Сначала выступили сами бездомные, потом организаторы поставили видео из попсовых "музыкальных" клипов (мы вообще. Где: смеющиеся дети, семья (мужчина обнимает возлюбленную), семья за столом. Некоторые бездомные сидели, закрыв лицо рукой. Было видно, что это видео наводило на невеселые ассоциации. Людям, потерявшим семью, лучше не напоминать об этом, если человек не хочет. Время лечит. Но в нашем приюте нет телевизора (есть интернет и вай-фай), а прослушивание попсы нежелательно, потому что эра телевидения закончилась, а попса разрушает мозг!
Крайности.
В отношении к бездомному есть две крайности. Надо сторониться и той и другой, быть где-то посередине.
«Расскажет мне матрос в тельняшечке, как тяжело на свете жить бедняжечке» . Нельзя во всем потакать и,  есть вероятность, когда вам рассказывают печальную историю жизни, вами хотят воспользоваться, надавив на жалость. Будьте внимательны. Не говорю, что нельзя верить в эти истории, нет, просто постарайтесь не включать свои чувства, и слишком не переживайте; сохраняйте трезвость, не ведитесь на собственные эмоции. Просчитывайте, зачем человек это говорит, какой у него интерес. Двое бездомных рассказывали мне про свою ужасную жизнь: ночуют зимой на улице, накрывшись целлофаном, и самое главное – их отовсюду гонят, все их презирают. На что я ответил: «ребята вам страшно повезло, я готов предоставить вам ночлег под крышей, пусть это и подвальное помещение (в ту пору у нас был там приют), но всё же лучше, чем ночевать в сугробе». На что они сказали: «хорошее предложение, но у нас сегодня есть срочные дела (у человека, ночующего под целлофаном?), и нам надо их решить, так что в следующий раз…» «Все ясно ребята – сказал я, и про себя подумал: в следующий раз – это никогда». Распознать развешивание на ваши уши лапши просто: человек хочет показаться лучше, чем есть перед вами – для чего? Не надо его в этом изобличать, но и вестись на это не стоит. Как правило, пьяные люди охотно разговаривает «за жизнь» и о Боге. Это пустые разговоры, и лучше их пресекать. Они точно ничего не стоят.
«Мы его, можно сказать, на помойке нашли, отмыли, отчистили от очисток, а он нам фиг-вамы рисует».  Другая крайность, если вы помогли бездомному, то вы ждете благодарность (это ошибка). Он вдруг измениться, бросит все дурные привычки. Вам кажется - все очень просто: бездомному человеку нужно дать работу, а если он не хочет работать – заставить (вероятно, он будет счастлив от этого). Так можно относиться к коню, а не к человеку. Просто представьте себя на месте бездомного. У вас нет дома, нет близких, вы потеряли все (по стечению обстоятельств или, пускай, по своей дурости). Спасет ли вас работа от страданий? Не уверен… Вместе с домом, близкими, здоровьем, человек потерял нечто большее – смысл жизни. Для того чтобы его найти должно пройти какое-то время. Возможно, что вы поможете его обрести, возможно… Но надо приготовиться, что прежде чем человек найдет себя, он будет метаться. Иногда не один год. Уходить (в том числе в запой), проситься обратно, каяться, падать вновь. Нам остается: прощать бесконечное количество раз («до седмижды семидесяти раз» ), даже если это сожаление и вынужденное (некуда идти) или притворное. Важно только одно – в человеке должно быть движение, рост. Пусть мало заметное, но мы его должны рассмотреть.
В крайности не впадать просто - не надо считать никого третьим сортом, в том числе бездомных, нет ни первого, ни третьего сорта, но всё – третий (и я в том числе). Чтобы изменить человека, я должен изменить себя сам (надо только разглядеть что).
Масштабирование проекта и прочая белиберда.
Как-то мне сказали, что я должен написать технологию создания приюта и открывать новые, как магазины, по франшизе. Нет, это невозможно объяснит на бумаге, хотя я это пытаюсь сделать, как невозможно на бумаге научить любви. Это передается, как вирус, как закваска для теста. Но для того и другого важна среда, благодатная почва – люди, которые будет передавать и создавать. Для этого нужны сумасшедшие и авантюристы. Люди, работающие за зарплату, не подходят. Только те, кто готов работать бесплатно. Не в том смысле, что зарплату платить не надо, а в том: кто готов помогать людям бесплатно – видит смысл только в одном – помогать, все остальное для него вторично. Да, и, разумеется, в этом деле часто бывает – зарплаты не жди.
В 2017 году мы выиграли Президентский грант и, в 2018 году будем получать денежную компенсацию от Комитета Социальной защиты населения Волгоградской области. Это здорово! Но еще у нас получилось так, что сами вчерашние бездомные и безымянные алкоголики становятся помощниками в приюте. Это бесценно! Здоровые ухаживают за стариками и инвалидами, сами готовят. Чтобы создать здоровый коллектив потребовалось пять лет. Прошло пять лет от «как мне хочется вас всех поубивать!» до «какие вы классные!». Наверно, это не только они изменились, но и я. Цель достигнута? Можно на покой? Не, ребята, кажись, начинается самое интересное! Вместо того, чтобы развалиться, утопия дает плоды – появляется в реальности ранее  несуществующее…